Главная » 2016 » Январь » 29 » Моровая язва. Общая паника на улицах столицы
12:31
Моровая язва. Общая паника на улицах столицы

В 1771 году Москву посетило ужасное бедствие - в январе месяце в столице открылась страшная моровая язва. Занесена была чума в Москву войском из Турции; врачи предполагали, что её впервые завезли вместе с шерстью на суконный двор, стоявший тогда у моста, за Москвою-рекою. 

Здесь с 1 января по 9 марта умерло 130 человек; следствие открыло, что на празднике Рождества один из фабричных привез на фабрику больную женщину с распухшими железами за ушами и что вскоре по привозе она умерла. Чума с быстротой переносилась из одного дома в другой; самый сильный разгар чумы в Москве продолжался четыре месяца: август, сентябрь, октябрь и ноябрь. 

Жители столицы впали в уныние, сам главнокомандующий, граф Салтыков, бежал из Москвы в свою деревню; в городе в это бедственное время не было ни полиции, ни войска, разбои и грабежи стали производиться уже явно среди белого дня. 

По словам очевидца, Подшивалова, народ умирал ежедневно тысячами; фурманщики, или, как их тогда называли, "мортусы", в масках и вощаных плащах, длинными крючьями таскали трупы из выморочных домов, другие поднимали на улице, клали на телегу и везли за город, а не к церквам, где прежде покойников хоронили. Человек по двадцати разом взваливали на телегу. 

Трупы умерших выбрасывались на улицу или тайно зарывались в огородах, садах и подвалах. 

Вот как описывает это страшное время П.И.Страхов, профессор Московского университета, бывший еще гимназистом; брат его состоял письмоводителем в Серпуховской части, при особо назначенном на это время смотрителе за точным исполнением предохранительных и карантийных мер против заразы. Этот Страхов жил у Серпуховских ворот и от отца своего имел приказ непременно доставлять каждое утро записочку, сколько вчерашний день было умерших во всей Москве, а Страхов-гимназист каждое утро обязан был ходить к брату за такими записочками. Прямая и короткая дорога была ему туда и назад по Земляному валу чрез живой Крымский мост. 

- Вот бывало, - говорит он, - я в казенном разночинском сюртуке из малинового сюртука с голубым воротником и обшлагами на голубом же стамедном подбое, с медными желтыми большими пуговицами и в треугольной поярковой шляпе, бегу от братца с бумажкою в руке по валу, а люди-то из разных домов по всей дороге и выползут и ждут меня, и лишь только завидят, бывало , и кричат: дитя, дитя, сколько? А я-то лечу, привскакивая, и кричу им, например: шестьсот, шестьсот, и добрые люди, бывало, крестятся и твердят: слава Богу! слава Богу! это потому, что накануне я кричал семьсот, а третьего дня восемьсот! Смертность была ужасная и росла до сентября так, что в августе было покойников чуть-чуть не восемь тысяч, в сентябре же хватило за двадцать тысяч, в октябре поменьше двадцати тысяч, а в ноябре около шести тысяч. 

Отец Страхова еще на Святой неделе принял самые строгие меры предосторожности. На дворе своем, у ворот, разложил костры из навоза и поручил сыну-гимназисту,чтобы ни день ни ночь не допускал их гаснуть; заколотил наглухо ворота, калитку запер на замок и ключ отдал ему же, строго-настрого приказав всех приходивших, не впуская во двор, опрашивать и впускать в калитку не иначе, как старательно окурив у костра. 

- Далее, - говорит Страхов, - наш приход весь вымер до единого двора, уцелел один наш двор; везде ворота и двери были настежь растворены. В доме нашего священника последней умерла старуха;она лежала замучленная под окном, которое выходило прямо нам на двор, стонала и просила, ради Бога, испить водицы. В это время батюшка наш сам читал для всех нас правила ко святому причащению, остановился и грозно закричал нам: "Боже храни, кто из вас осмелится подойти к поповскому окну, выгоню того на улицу и отдам негодяям", так тогда называли мортусов, т.е. колодников, приставленных от правительства для подбирания мертвых тел на улицах и во дворах. Окончив чтение, сам он вынул из помела самую обгорелую палку. привязал к ее черному концу ковш, почерпнул воды и подал несчастной. 

Уголь и обгорелое дерево тогда были признаны за лучшее средство к очищению воздуха. Первая чумная больница была устроена за заставой в Николоугрешском монастыре. Вскоре число больниц и карантинов в Москве прибавилось, также были предприняты и следующие гигиенические меры: в черте города запрещено было хоронить и умерших отвозить на вновь устроенные кладбища, число которых возросло до десяти, затем велено погребать в том платье, в котором они умерли. Фабрикантам на суконных фабриках было приказано явиться в карантин, не явившихся же было приказано бить плетьми; сформирован был батальонсторожей из городских обывателей и снаряжен в особые костюмы. Полицией было назначено на каждай большой дороге место, куда московским жителям позволялось приходить и закупать от сельских жителей всё, в чем была надобность. Между покупщиками и продавцами разложены были большие огни и сделаны надолбы, и строго наблюдалось, чтобы городские жители до приезжих не дотрагивались и не смешивались вместе. Деньги же при передаче обмакивались в уксус. 

Но, несмотря на все эти строгие меры болезнь переносилась быстро. Так, один мастеровой из села Пушкина, испугавшись моровой язвы, отправился к себе в деревню, но ему хотелось купить жене обновку, и он купил для нее кокошник, который впоследствии оказался принадлежавшим умершей от чумы. Все семейство мастерового умерло быстро, а затем и все село лишилось обитателей. Точно таким образом вымер и город Козелец от купленного в Чернигове кафтана. 

Как мы уже говорили выше, паника в Москве настолько была сильна, что бежал даже московский главнокомандующий граф Петр Семенович Салтыков (известный победитель Фридриха II при Куренсдорфе) в свое подмосковное имение Марфино; вместе с ним выехали губернатор Бахметев и обер-полицмейстер Иван Иванович Юшков. За оставление своего поста граф был императрицею уволен. 

После него чумная Москва попала под деятельный надзор генерал-поручика Ерокина; последнему именным указом было приказано, чтоб чума "и в самый город С.-Петербург вкрасться", и от 31 марта велено было Еропкину не пропускать никого из Москвы, не только прямо к Петербургу, но и в местости, лежащие на пути; даже проезжающим через Москву в Петербург запрещено было проезжать чрез московские заставы. Мало того, от Петербурга была протянута особая сторожевая цепь под начальством графа Брюса. 

Цепь эта стягивалась к трем местам: в Твери, в Вышнем Волочке и в Бронницах. Но несмотря на все заставы и меры, предпринимаемые полицией, чума все более и более принимала ужасающие размеры, - фурманщики еще были не в состоянии перевозить всех больных. да и большая часть из них перемерла; пришлось набирать последних из каторжников и преступников, приговоренных уже к смерти. 

Для этих страшных мортусов строили особые дома, дали им особых лошадей, носилки, крючья для захватывания трупов, смоляную и вощаную одежду, маски, рукавицы и прочее. Картина города была ужасающая - дома опустели, на улицах лежали не погребенные трупы, всюду слышались унылые погребальные звоны колоколов, вопли детей, покинутых родными, и вот, в ночь на 16 сентября, в Москве вспыхнул бунт. Причина бунта, как говорил Бантыш-Каменский, была следующая. В начале сентября священник церкви Всех Святых (на Кулишках) стал рассказывать будто о виденном сне одного фабричного - последнему привиделась во сне Богородица, которая сказала, что так как находящемуся на Варварских воротах ее образу вот уже более тридцати лет никто не пел молебна и не ставил свечей, то Христос хотел послать на Москву каменный дождь, но Она умолила Его послать на Москву только трехмесячный мор. Этот фабричный поместился у Варварских ворот, собирал деньги на какую-то "всемирную свечу" и рассказывал свой чудесный сон. 

Толпы народа повалили к воротам, священники бросили свои церкви, расставили здесь аналои и стали служить молебны. Икона помещалась высоко над воротами - народ поставил лестницу, по которой и лазил, чтоб ставить свечи; очень понятно, что проход и проезд был загроможден. Чтобы положить конец этим сборищам, весьма вредно действующим при эпидемиях, митрополит Амвросий думал сперва убрать икону в церковь, а собранную на нее в поставленном там сундуке немалую сумму отдать на Воспитательный дом. Но, не решаясь лично взять на себя ответственность, он посоветовался с Еропкиным; последний нашел, что брать икону в смутное время небезопасно, но что сундук можно взять, и для этого послал небольшой отряд солдат с двумя подьячими для наложения печати на сундук. 

Народ, увидя это, закричал: "Бейте их! Богородицу грабят! Богородицу грабят!" Вслед ударили в городской набат у Спасских ворот и стали бить солдат. Архиепископ Амвросий, услыхав набат и видя бунт, сел в карету своего племянника, жившего также в Чудовом монастыре, и велел ехать к сенатору Собакину; последний со страху его не принял, и от него владыко поехал в Донской монастырь. 

Мятежники кинулись в Кремль, многотысячная толпа была вооружена и неистово вопила: "Грабят Богородицу!" Толпа ворвалась в Чудов монастырь и накинулась на все: в комнатах и в церквах рвала, уничтожала и конщуствовала; вслед за тем были разбиты чудовские погреба, отдаваемые в наймы купцу Птицыну, - все вино было выпито. Между тем Амвросий, видя себе неизбежной гибели, просил у Еропкина, чтобы он дал ему пропускной билет за город. Вместо билета Еропкин прислал ему для охраны его особы одного офицера конной гвардии, но пока закладывали для Амвросия лошадей, толпа ворвалась в Донской монастырь. Амвросий, предчувствуя свою гибель, отдал свои часы и деньги племяннику своему, находившемуся при нем все время, и велел ему искать спасения, а сам пошел в церковь, одев простое монашеское платье; увидев, что толпа черни стремится в храм, Амвросий приобщился святых тайн и затем спрятался на хорах церкви. 

Бунтовщики кинулись в алтарь и стали всюду искать свою жертву. Они не щадили ничего, опрокинули престол. Увидя, что хоры заперты, они отбили замок и кинулись туда, и там, не найдя Амвросия, хотели сойти, как какой-то мальчик заметил ноги и платье несчастного мученика и закричал: "Сюда! сюда! архиерей здесь". Толпа с яростью накинулась на невинную жертву и потащила его из храма. Здесь, выведя его в задние ворота к рогатке, ему сделали несколько вопросов, на которые он ответил, и казалось, слова архипастыря тронули многих, как вдруг из соседнего монастырского кабака выбежал пьяный дворовый человек г. Раевского, Василий Андреев, и закричал: 

"Чего глядите вы на него? Разве не знаете, что он колдун и вас морочит?" 

Сказав это, он первый ударил невинного страдальца колом в левую щеку и поверг его на землю, а затем и остальные изверги накинулись на несчастного архиепископа и убили его. 

По словам биографа Амвросия, тело его лежало на улице весь день и всю ночь. На месте, где убит был архиепископ, в память этого прискорбного случая воздвигнут был каменный крест. Убийцы, покончив с Амвросием, кинулись было к Еропкину, который жил на Остоженке, в дом, где теперь коммерческое училище, но тот уже в это время вызвал стоявший в тридцати верстах от Москвы великолуцкий полк, принял над ним начальство и отправился с ним в Кремль. 

Выехав из Спасских ворот, он увидел, что вся площадь была покрыта народом. Еропкин подъехал к бунтовщикам верхом вместе со своим берейтором и стал их уговаривать разойтись, но толпа кинулась к Кремлю, кидая в Еропкина каменьями и поленьями; одно из них попало ему в ногу и сильно ушибло. Видя, что увещания не действуют, Еропкин, поставив перед Спасскими воротами два орудия, приказал стрелять холостыми зарядами в народ. Толпа, увидя, что убитых нет, закричала: "мать крестная Богородица за нас" и кинулась к Спасским воротам. Тогда Еропкин приказал зарядить картечью, и на этот раз грянул выстрел, оставивший многих убитых и раненых. 

После этого толпа кинулась на Красную площадь и прилегающие улицы; вслед за ней поскакали драгуны. переловившие многих бунтовщиков. Еропкин два дня не слезал с лошади и был первым во всех стычках с народом. По усмирении бунта он послал к императрице донесение о происшествии, испрашивая прощения за кровопролитие. 

Екатерина милостиво отнеслась к поступку Еропкина и наградила его Андреевской лентою через плечо и дала 20000 рублей из кабинета и хотела пожаловать ему 4000 душ крестьян, но он отказался. 

Вскоре в Москву был прислан Граф Григорий Орлов; он приехал в столицу 26 сентября, когда стояли ранние холода и чума уже заметно ослабевала. Вместе с Орловым прибыли четыре команды от лейб-гвардии с необходимым числом офицеров. По приказу Орлова состоялась, 4 октября, торжественное погребение убитого Амвросия. 

Префект московской академии Амвросий на похоронах сказал замечательное слово. В течение целого года покойного поминали во все службы, а убийцам возглашалась анафема. Убийцы Амвросия, Василий Андреев и Иван Дмитриев, были повешены на том самом месте, где совершено убийство. К виселице были приговорены еще двое - Алексей Леонтьев и Федор Деянов, но виселица должна была достаться одному из них по жребию; остальные шестьдесят человек: купцов, дьячков, дворян, подъячих, крестьян и солдат приказано было бить кнутом, вырезать ноздри и сослать в Рогервик на каторгу; захваченных на улице малолетних было приказано высечь розгами, а двенадцать человек. огласивших мнимое чудо, велено сослать вечно на галеры с вырезанием ноздрей. 

И с этих же дней вышел приказ прекратить набатный звон по церквам и ключи от колоколен иметь у священников. Казнь над преступниками была совершена 21 ноября. По приезде в Москву Орлов многими благоразумными мерами способствовал окончательному уничтожению этой гибельной эпидемии и восстановлению порядка. Он с неустрашимостью стал обходить все больницы, строго глядел за лечением и пищей, сам глядел, как сжигали платье и постели умерших от чумы, и ласково утешал страждущих. Несмотря на такие высокочеловеческие меры, москвичи смотрели на него недружелюбно и на первых же порах подожгли Головинский дворец, в котором он остановился. 

Но вскоре народ оценил его заботы и стал охотно идти в больницы и доверчиво принимать все меры, вводимые Орловым. По истечении месяца с небольшим после его приезда государыня уже писала ему: "Что он сделал все, что должно было истинному сыну отечества, и что она признает нужным вызвать его назад." 

Около 16 ноября Орлов выехал из Москвы; от шестинедельного карантина в городе Торжке императрица освободила его собственноручным письмом. Въезд Орлова в Петербург отличался особой торжественностью; в царском селе, на дороге в гатчину, ему были выстроены Триумфальные ворота из разноцветных мраморов, по рисунку архитектора Ринальди; вместе со множеством пышных надписей и аллегорических изображений на воротах красовался следующий стих тогдашнего поэта, В.И.Майкова: "Орловым от беды избавлена Москва". 


Так была пережита страшная эпидемия чумы в Москве 1771 года (начиная с 1 января, когда чума была занесена на суконный двор, и кончая 16 ноября, когда граф Орлов выехал из Москвы, благодаря карантинным мерам "избавил Москву от страшного мора"). 

(Из журнала "Москва", №2'90.)

Просмотров: 212 | Добавил: MVEO | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar