12:14 СОВЕТСКО-ПОЛЬСКИЙ РИЖСКИЙ МИР: ЕДИНСТВО ИСТОРИИ И «СТАРИННЫЙ СПОР СЛАВЯН» | |
Автор: Борисёнок Ю. Категория: Сегодня в прошлом Исторический период: Новейшая история 95 лет назад Рижским миром закончилась советско-польска 18 марта 1921 года в Доме Черноголовых в Риге в полдевятого вечера по местному времени Польша с одной стороны и Советские Россия и Украина, выступая как суверенные субъекты международного права, с другой подписали мирный договор, подводивший итог длившимся с февраля 1919-го военным действиям. Рижский трактат обязал стороны не вести враждебной деятельности и обозначил советско-польску Польша в те годы была занята восстановлением собственной государственност Правда, понятие «собственные границы» молодое Польское государство толковало весьма расширительно, включая в них целые куски Украины и Белоруссии. Поэтому советско-польска С весны 1920 года советско-польски Истощив ресурсы и добившись частичной реализации собственных целей, стороны закончили большую войну (кстати, до сих пор она последняя по времени между Россией и Польшей) по сути вничью, решив свои не вожделенные, но базовые задачи. Советские республики могли отныне закончить основной этап Гражданской войны – совсем не случайно после достигнутого в октябре 1920-го перемирия с Польшей уже в ноябре Красной армией был побеждён барон Врангель. И образование СССР в декабре 1922 года было в известной степени результатом Рижского мира, подписанты которого, РСФСР и Советская Украина, составили основу нового варианта государственност Польша получила и международно признанную восточную границу, и даже больше территории, чем предполагала проведённая западными политиками «линия Керзона». Другое дело, что сделать своими ставших весной 1921-го польскими гражданами украинцев и белорусов «своими» Варшаве так и не удалось – в отличие от Москвы, проводившей куда более продуманную национальную политику. В результате разрезанные «рижской» границей 1921 года белорусские и украинские земли спустя 18 лет, в сентябре 1939-го, были воссоединены с Белорусской и Украинской ССР при положительном отношении к приходу Красной армии значительного большинства местного крестьянского населения, изрядно натерпевшегося от межвоенной польской государственност Не менее важно и историко-культур Для поляков «Чудо на Висле» 1920 года совершенно заслуженно считается «точкой сборки» современной государственност На тему событий 1919–1920 годов уже снят и телесериал с закрученным патриотическим сюжетом, а в 2011-м известный режиссёр Ежи Гоффман снял первый польский фильм 3D «Варшавская битва. 1920» с бюджетом 9 млн долларов. В картине нашлось место не только известным польским актёрам во главе с Даниэлем Ольбрыхским, сыгравшим Пилсудского, но и российским узнаваемым лицам – например, Ольге Кабо и Александру Домогарову. Русский язык звучит в картине часто, среди персонажей не только командующий Западным фронтом Михаил Тухачевский, но и Ленин, Троцкий, Дзержинский и Сталин. Российский зритель этого кино по понятным причинам не увидел – потому что «польский взгляд» естественным образом предполагает более чем оскорбительные характеристики нашей страны. Но проблема не в «польском взгляде». Проблема в том, что наша общественная мысль и наше искусство не сформулировали «русский взгляд», который можно было бы сопоставить с польским. Причём именно сопоставить – даже не противопоставляя Между тем нам есть что сказать за советско-польску . При всех тяготах войны у многих её участников (за вычетом разве что поляков, служивших в австро-венгерско . У нас нет ненависти к Польше. Но Россия (в частности, министерство культуры) настоятельно требует от польских партнёров чтить трагическую судьбу многих тысяч пленных красноармейцев той войны – так же, как в России чтут трагическую судьбу польских граждан. Но не для того, чтобы напоминать друг другу о взаимных обидах, а наоборот: чтобы к ним не возвращаться, а общую и будущую нашу историю строить, как сказал в интервью польскому телевидению Владимир Мединский, на других фактах – на Параде Победы маршала Рокоссовского, на участии Войска Польского в штурме Берлина, на восстании узников «Собибора». В-третьих, по части понимания единства и преемственности русской истории. С начала 1919 года и по ходу всей войны с Польшей обозначилось чётко то обстоятельство, что советская власть не столько озабочена лозунгом «мировой революции», сколько продолжаетгосударственные традиции исторической России. Характерно, что в польской кампании охотно воевали и недавние участники белогвардейских формирований, многие шли на Польский фронт добровольно – осознанно признав Советскую Россию правопреемницей России исторической. Повторяю: всё это – не есть «белое пятно» для российской исторической науки. Интересные и насыщенные архивными материалами книги и статьи на эту тему уже опубликованы и продолжают выходить. Не хватает только трансляции научного и политического понимания в общественное сознание, в гражданское общество. Например, силами «важнейшего из искусств». Вышеперечисленны | |
|
Всего комментариев: 0 | |